Управляющий директор Tengri Bank: За время кризиса наши люди сильно окрепли
Ответы на эти и многие другие вопросы – в интервью с управляющим директором Tengri Bank Андреем Ким.
-Насколько изменился спрос на кредитование малого и среднего бизнеса в связи с достаточно крупными изменениями в экономике страны?
-Несмотря на экономическую ситуацию в стране, спрос на кредитование постоянен и стабилен. Я работаю в банковском секторе уже 15 лет, и последние пять лет спрос оставался неизменным. Предпринимателям деньги нужны всегда. Здесь играет роль и существенная государственная поддержка. К примеру, в прошлом году была программа ЕНПФ, на которую было выделено порядка 80 миллиардов тенге, наш банк в свою очередь распределил 9 миллиардов тенге, это несмотря на то, что в то время мы были достаточно небольшим банком всего с 4 филиалами. Средства мы размещали по всем регионам Казахстана среди 50 заемщиков, чьему бизнесу мы оказывали поддержку. Хотя это были достаточно целевые деньги, выделенные на пополнение оборотных средств и строго подконтрольные, спрос на них был очень высокий. Даже на данный момент на рынке есть дефицит по этим деньгам.
Помимо государственных программ, мы распределяем собственные ресурсы, на которые спрос также высок. 85% наших клиентов по кредитным линиям – малый и средний бизнес, и, в целом, сам банк нацелен именно на кредитование этого сектора. В корпоративный сектор мы не идем, так как там достаточно большие кредиты и риски, но при этом мы можем быстро и качественно помогать МСБ.
-То есть постоянно меняющийся курс доллара и давление на рынке не останавливает предпринимателей от взятия кредитов?
-Если предприниматель действительно настоящий, который работает в своем секторе и его бизнес – это его «кусок хлеба», то он надеется только на него и добавленную стоимость, а не на курс доллара или ставку Нацбанка. Он просто каждый день делает свое дело. Сколько бы я не встречался с предпринимателями, а я провожу минимум 5-6 встреч в день, каждый из них уверен в своем деле. Если же он в нем не уверен, то он и не будет брать кредит. Поэтому этот сектор достаточно живучий.
Кроме того, государство нацелено на МСБ, так как именно на нем основывается сильная экономика. Да, 20% предприятий делает 70% ВВП, но оставшиеся 80% обеспечивают страну рабочими местами. Это делает МСБ, поэтому если устойчив этот сектор, то устойчиво и государство.
За время кризиса наши люди сильно окрепли. У них выработался иммунитет, и это очень хорошо, ведь за крайне короткий срок мы пережили сразу несколько девальваций. Люди к ним уже успели привыкнуть и начали реорганизовывать свой бизнес.
При кредитовании банк нацелен именно на тех, у кого уже есть за плечами опыт работы, которые являются профессионалами своего дела, так как они наименее рискованны. Такие люди умеют управлять свои бизнесом и создавать трудовые места, как бы громко это ни было сказано. За время моей практики я видел много крупных корпораций, в том же строительном секторе, которых сейчас уже нет, зато МСБ, простые люди, сидящие на своем месте, которое их кормит, до сих пор развивают свое дело и существуют. Люди, которые действительно занимаются МСБ – сектор с минимальными рисками для банкиров.
-Какой бизнес наиболее активен сейчас и чаще всего обращается к вам?
-Торговля – это классика. Также сейчас очень много предпринимателей, работающих с госзаказом – они выигрывают тендера на поставки, так как сейчас большой спрос идет на товары казахстанского содержания. Очень хорошо вырос агрокомплекс, в особенности, средние крепкие хозяйства до 20-30 тысяч гектаров – именно на них ориентируется наш банк.
Cтоит отметить, что быстро растет сфера услуг, и это очень интересный сектор. С экономическим ростом у людей меняются потребности, они начинают больше пользоваться услугами и меньше делать что-то самостоятельно. В больших городах это особенно развито.
Начал двигаться сектор переработки, особенно на юге страны. Если лет 7-8 назад было выгоднее где-то купит, а потом продать, то сейчас выгоднее закупить сырье и переработать его здесь. Производство показывает оптимистичный рост и это знак того, что экономика перестраивается.
-На каком этапе бизнесу лучше всего обращаться в банк? До какого момента он может все еще надеяться на собственные средства?
-Сейчас бизнес проживает третью стадию становления – эру пост-девальвации и эру высокой цены. Поэтому я думаю, что все зависит от веры в свой собственный бизнес. Мы можем начать кредитовать даже стартап. Недавно у нас был случай, когда к нам обратился бывший банкир, который запустил свою собственную марку. Когда-то он занимал хорошие посты в корпоративном секторе, но потом ушел и начал изучать бизнес, ездить по странам и придумал интересную идею, связанную со здоровым образом жизни. Сейчас он вырос с одной точки до восьми, но в банк он обратился именно на этапе становления. Но в данном случае сошлись знания, опыт и грамотно выверенная стратегия – если это все есть, то кредитоваться можно начинать, будучи стартапом.
Если ты веришь в свое дело и у тебя есть идея, ты можешь прийти в банк, рассказать о ней и получить поддержку. Но идея должна быть продуманная и выверенная, не так, что ты проснулся утром и внезапно решил стать вторым Биллом Гейтсем или основать Facebook. У человека должен быть бизнес-план и опыт за плечами. Хотя есть и молодые люди, кто идет в дело. Но дух предпринимательства, на самом деле, остался позади, сейчас молодежь показывает меньший интерес, и это очень опасно для экономики. В сильных странах молодые люди считают открытие бизнеса выгоднее, чем поступление на службу в нацкомпанию, к примеру.
На мой взгляд, если предприниматель настоящий, его увидит любой банкир и сможет кредитовать с самого начала. Но здесь должны быть три фактора – материальный, знания и опыт.
-Люди рассматривают кредитование в достаточно классической форме – ты обращаешься в банк, он дает тебе деньги «под большие проценты». Изменились ли как-то инструменты?
-Кредитование МСБ осталось достаточно классическим, изменилась скорость рассмотрения – то на что мы делаем ставку. Я считают, что деньги предпринимателю самое главное получить вовремя, как говорится, дорога ложка к обеду. Если он вовремя их получит, то он сможет сделать доход больше, чем те же самые «большие проценты». К примеру, наш банк достаточно гибкий и с нужной скоростью – то, что другие банки рассматривают месяц, мы можем уложить в две недели, а реально успеть и за три дня. Опытные специалисты позволяют нам укладываться в сроки, и это самый главный момент. Будущее банков стоит за быстрыми решениями.
Второе – мы всегда стараемся структурировать заем таким образом, чтобы он отвечал бизнес-потребностям. Где-то предоставляем льготный график. Это не значит, что мы разбрасываемся своими средствами, просто мы распределяем кредит и даем его в том количестве, какое необходимо предпринимателю сейчас, не перегружая его.
Если между клиентом и банком есть синергия, то развитие бизнеса идет быстрее. Поэтому наши аналитики могут подсказать бизнесу, стоит ли, к примеру, покупать это оборудование, или оно лишнее, возможно, есть другой путь.
Сейчас банк выступает больше как партнер МСБ. Прошло время, когда мы могли заработать на клиенте, сделав быструю сделку. Сейчас мы понимаем, что при правильном подходе клиент будет идти с банком 7-8 лет, а то и больше. Поэтому мы смотрим на долгосрочное партнерство.
-К слову, о долгосрочном партнерстве. После того, как произошло несколько слияний и закрытий банков, некоторые люди предпочитают работать с несколькими банками, нежели держать средства в одном. Правилен ли такой подход?
-Это нормально. Многие клиенты диверсифицируются и не кладут яйца в одну корзину. Мы не против и кредитуем клиентов банков-конкурентов. Возможно, он имеет большую кредитную линию в другом банке, но мы можем сработаться с ним на короткий срок по определенной сделке. При этом мы смотрим на риски клиента с точки зрения обоих банков, чтобы завтра не было эффекта мыльного пузыря. Мы делаем анализ и даже иногда советуемся с конкурентами, потому что все опытные клиенты сразу просвечиваются на рынке.
По части слияния банков – они неизбежны, так как политика Нацбанк направлена на укрепление сектора. Но даже если слияние произошло, то может закрыться точка, уйти топ-менеджмент, измениться банковская система, но клиенты все равно остаются. Банк строится на клиентах и даже у нового банка, который получился в результате слияния, клиент останется.
Сегодня выиграют те банки, которые будут очень гибкими и нацелены на интересы клиентов. При этом мы не ресторанный бизнес и не можем положить в блюдо побольше или поменьше соли по запросу клиента. Деньги есть деньги, и они требуют строгой аналитики. Но именно тот банк, который сможет максимально эффективно удовлетворить потребность в деньгах, смогут найти клиентов, которые будут расти вместе с ним.
Источник: Nur.kz