Любой клиент — хозяин своего банка
Если раньше люди просто просили порекомендовать надежный банк, то сегодня все чаще главным требованием стала направленность банка в сторону digital. Мы поговорили с Управляющим директором Tengri Bank Дмитрием Яковлевым о будущем банковской среды и «цифре».
— Digital в банковской среде: это в основном о мобильных приложениях или все же о чем-то еще?
— Когда речь заходит о цифровизации, наличие мобильного приложения является одним из ключевых трендов на рынке, и банки уделяют этому достаточно большое внимание.
Однако сегодня тренд заключается в том, чтобы не просто создать приложение, а сделать его уникальным. К примеру, в нашем приложении мы хотим, чтобы пользователь мог более интеллектуально дойти до проведения процедуры, при этом делая не более двух-трех действий до завершения транзакции.
Клиентам, как правило, конкретный банк уже не требуется. Нет необходимости присутствия, но есть необходимость в финансовом обслуживании. Эту функцию выполняет электронный кошелек. Фактически, привязав к приложению Tengri+ платежный инструмент любого финансового института, клиент становится хозяином собственного банка.
Важно отметить то, что клиенты стали гораздо разборчивее, и вопрос комиссии при совершении операции уже не имеет большого значения. Конечно, если ее нет — это приятно, но в то же время продвинутый юзер понимает, что поездка до отделения у него займет гораздо больше времени и средств, чем проведение операции за комиссию в приложении. Я бы рекомендовал каждому пользователю оценить расходы времени и средств на посещение банка против проведения транзакции в мобильном кошельке.
ВСЕ СВОДИТСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ НЕ ПРИХОДИТЬ В БАНК
— Какими функциями должно обладать приложение, чтобы отличаться от десятков других на рынке?
— Тенденция сейчас следующая: первоначально 95% приложения должны занимать must-have функции. На первом месте здесь мобильные операторы, интернет, сейчас их догоняют коммунальные услуги. Многие банки также успешно интегрировали оплату штрафов и налогов. Сюда же входят переводы.
Но банк — это во многом про кредиты и депозиты. Для клиента важно, чтобы появилась услуга, когда он может подать заявку и получить ответ в приемлемые сроки без личного прихода в отделение. Оставить заявку на выпуск дебетовой или кредитной карты. Это как раз те 5%, которые для многих клиентов имеют большое значение.
Еще один тренд — оплата через QR-коды, и мы также начинаем двигаться в этом направлении: появился «Рахмет», есть еще несколько подобных стартапов, и Tengri Bank также собирается внедрять данную функцию в своем приложении Tengri+.
Кроссбордерные переводы для физических лиц — пока редкость, с точки зрения банковской услуги основу объема дают системы денежных переводов и иные инструменты, но эта функция также не помешает, особенно людям, у которых дети обучаются за границей.
— Приложение помогает зациклить процессы и создать единый environment для пользователей. Как движетесь в этом направлении вы?
— Мы посмотрели на опыт Казахстана, где Forte сделали интересные вещи в части привязки других карт в своих приложениях.
Наше приложение мы создавали, чтобы скомбинировать в себе все банковские продукты, которыми пользуется юзер, даже если они принадлежат другим банкам. Некий мобильный супермаркет. К примеру, пользователь кредитуется у нас, но в нашем приложении привязывает карту другого банка. Таким образом, все погашения производятся через карту любого банка Казахстана непосредственно в нашем приложении без комиссии.
— Еще одним трендом сегодня стал онлайн-шопинг, и банки стараются его не упустить. Кто-то создает собственные магазины, другие же устанавливают сотрудничество с брендами. Что делает Tengri Bank?
— Здесь все зависит от стратегии развития банка. У нас нет в планах открывать свою торговую площадку, но мы хотим сделать функционал для индивидуальных предпринимателей и МСБ. С его помощью расчет будет производиться через мобильный кошелек, что значительно снизит стоимость взаиморасчетов. В Палате предпринимателей и Нацбанке высокая стоимость комиссии МПС за проведение транзакций через POS-терминалы — главный вопрос на повестке. Мобильный кошелек в свою очередь позволит снизить комиссии в 4–5 раз.
МОБИЛЬНЫЙ КОШЕЛЕК ПОЗВОЛИТ СНИЗИТЬ КОМИССИИ В 4–5 РАЗ
— Молодое поколение крайне быстро меняет привычки. Как банку поспевать за этим? Все-таки речь идет о финансах.
— Молодое поколение часто меняет приоритеты, и гнаться за ними нецелесообразно. Я могу ошибаться, но я лично уверен, что это поколение только оплачивает онлайн-покупки, связь и интернет. Поэтому при выборе ЦА при развитии приложения надо рассчитывать на сегмент предыдущих поколений, которые имеют образование, четкие потребности и умеют грамотно считать деньги.
Мы не хотим догонять рынок, лучше предложить ему что-то новое и интересное, с набором необходимых функций. Нет смысла внедрять фишки, которыми пользуются только полпроцента клиентов. Лучше потратить время на какие-то вещи, за которыми будущее.
— А в чем будущее?
— Я предполагаю, что будущее все-таки за мобильными кошельками и мобильными платежами. Замещение мобильными кошельками МПС. Мобильные кошельки значительно удешевляют операции и намного удобнее как для физических лиц, так и для юридических.